Техники конспектирования

Техники конспектирования

Чтобы лучше усваивать информацию, важно её правильно конспектировать: хороший конспект поможет быстро вспомнить суть занятия и основные тезисы. Предлагаем узнать больше о методах ведения записей.

Что нужно знать о конспектировании?

Один из популярных методов конспектирования — обычная запись информации за лектором. Техника заключается в повествовании, записи включает пункты и подпункты, сокращения. Цветные чернила используются по желанию. Однако этот метод не эффективен, поскольку не акцентирует внимание на сути услышанного, и отсутствует визуализация.

По мнению психолога Т. Бьюзена от этого подхода мало пользы:

  • Ключевые слова и понятия в тексте теряются;
  • Информацию трудно запоминать. В сплошном тексте трудно ориентироваться и выделить самое главное;
  • В конспекте остается ненужная информация, за прочтением которой вы потом потеряете время;
  • Не появляются ассоциации с ключевыми словами, тезисами.

Альтернативой этому способу могут послужить техники описанные ниже. Мы выбрали несколько самых интересных. Адаптируйте каждую их них под себя или сочетайте друг с другом.

Техники конспектирования

Ментальные карты или mind maps. Метод, который предлагает Бьюзен. Конспект начинаем вести из середины листа, где обозначаем главную тему. От этого ключевого понятия идут ответвления в разные стороны, а к каждому ответвлению прикреплены идеи и слова по теме. Для этой техники пригодятся цветные ручки. Лучше всего вести конспект в тетради формата А4 или на планшете, чтобы была возможность быстро рисовать.

Метод Корнелла. На листе рисуем две горизонтальные линии: снизу и сверху, которые будут выступать колонтитулами. Вверху можно написать дату и заголовок, а внизу оставить несколько предложений, основных идей — summary конспекта. В средней части листа проводим вертикальную линию и делаем две колонки: левая должна быть уже правой. В правой записываем лекцию, нужный материал как делаем это обычно. После занятия перечитываем правую колонку и выписываем в левой основные тезисы, имена, даты, вопросы. Этот метод хорош тем, что вам надо вернуться к пройденному материалу, перечитать, выделить самое главное, доработать конспект. Лучше использовать тетради формата А4. В левой колонке используйте цветные ручки. При желании можно сделать mind map.

Flow method. Подойдет только если вы уже знакомы с материалом или можете дополнительно записать лекцию на диктофон, получить презентацию. Эта техника предполагает, что вы записываете свои идеи, которые возникают по ходу прослушивания лекции. Особенно полезно, если вы заранее понимаете, как можете применить знания на практике. Например, когда идете на тренинг, который поможет в развитии вашего дела.

Где вести конспект?

Записи можно делать в электронном виде или от руки. У обоих вариантов есть свои преимущества и минусы. Если вы планируете вести конспекты на ноутбуке или планшете:

  • Вы будете иметь доступ к текста с любого гаджета, если хранить документы в облачном хранилище;
  • Можно быстро исправлять ошибки и проводить поиск по словам в тексте;
  • Конспекты по разным предметам хранятся в одном месте;
  • При этом велик риск отвлекаться во время занятия и трудно делать mind map.

При выборе конспекта от руки тоже есть свои плюсы и недостатки:

  • Вы сможете быстро делать любые пометки и комментарии, использовать разные техники ведения конспекта;
  • Меньше будете отвлекаться на сторонние программы и оповещения;
  • При подготовке к экзаменам глаза меньше устают: читать с листа чем с экрана удобнее;
  • Но придется носить с собой разные тетради, не будет всех предметов в одном месте.

Независимо от того, какой метод вы используете, главное — его польза для обучения. Попробуйте разные техники и выберете лучшую для себя.